Первый уровень — узнавание
неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
— Игра «угадай, что звучало».
Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип
двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что
это звучало?
-Игра «Шумящие мешочки». Вместе с
малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок
должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
-Игра «Волшебная палочка». Взяв
карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме.
Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание — ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Потом усложните задание — ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
-Игра «Жмурки». Ребенку завязывают
глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
-Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет
ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза,
два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй уровень —
различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
-Игра «Узнай свой голос». Запишите
на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать —
кто говорит.
-Игра «Громко-тихо». Договоритесь,
что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова
громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры — «далеко-близко». Вы говорите
слово громко, ребенок отвечает — близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает
— далеко.
-Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает
за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант — ребенок
сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Третий уровень —
различение сходных по звучанию слов.
-Игра «Слушай и выбирай». Перед
ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом).Взрослый
называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
-Игра «Верно-неверно». Взрослый
показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота,
корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши,
когда он услышит правильный вариант произношения.
Четвертый уровень —
различение слогов.
-Игра «Похлопаем». Взрослый
объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их,
интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па,
ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант — предложить
ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
-Игра «Что лишнее?» Взрослый
произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен
хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый уровень —
различение звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
— Игра «Похлопаем». Взрослый
произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную
фонему.
Шестой уровень — освоение
навыков анализа и синтеза
-Игра «Сколько звуков». Взрослый
называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их
количество.
-Игра «Похлопаем». Взрослый
проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово,
начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — заканчивающееся на
заданный звук или содержащее его в середине.
-Игра «Отгадай слово». Ребенку
предлагаются слова с пропущенным звуком — нужно отгадать слово. Например, из
слов убежал звук «л» (.мпа, мы.о, .ук, ку.ак).
Комментариев нет:
Отправить комментарий